Описание модели сетевого взаимодействия

при организации повышения квалификации педагогов образовательных учреждений, включающей механизм самостоятельного планирования учителем содержания своего курса повышения квалификации на основе персональных образовательных запросов

В предлагаемой модели сетевое взаимодействие рассматривается как система связей образовательных учреждений, предоставляющих друг другу собственные  ресурсы с целью реализации системы повышения квалификации педагогов, разработанной на основе государственных требований к содержанию дополнительного профессионального педагогического образования и адресно отвечающей на персональные запросы педагогов.

Мы рассматриваем данную модель как модель сетевого взаимодействия при организации повышения квалификации педагогов в целом, поскольку сетевое взаимодействие осуществляется не только на этапе реализации дополнительной профессиональной образовательной программы (далее — ДПОП), но и на этапе, предваряющем обучение – для выявления персональных образовательных запросов педагогов.

В представленной модели сетевое взаимодействие осуществляется между:

  • Гимназией №505, которая является разработчиком и основным оператором по использованию методики интегральной оценки компетентности современного педагога на основе профессионального стандарта, позволяющей выявить области профессиональных затруднений педагогов;
  • Образовательными учреждениями, организующими диагностику профессиональных затруднений у своих педагогических работников с использованием данной методики и дальнейший выбор ими модулей сетевой ДПОП;
  • ИМЦ Кировского и Красносельского районов, другими образовательными организациями (СПб АППО), разрабатывающими и реализующими сетевую ДПОП;
  • Образовательными учреждениями, предоставляющими ресурсы для проведения отдельных учебных занятий по тематике сетевой ДПОП.

Основу взаимодействия образовательных учреждений составляет организационно-функциональная модель, построенная по уровневому принципу.


Субъекты сетевого взаимодействия первого уровня (Информационно-методический центр Кировского района, Информационно-методический центр Красносельского района, ГБОУ гимназия №505, Образовательные учреждения – стажировочные площадки) выполняют функции:

  • организация и методическое сопровождение процедуры выявления профессиональных затруднений и формирования образовательных запросов педагогов, диагностики результативности повышения квалификации (ГБОУ гимназия №505);
  • разработка и реализация модулей программы сетевого повышения квалификации в соответствии с образовательными запросами педагогов и собственными ресурсами (Информационно-методический центр Кировского района, Информационно-методический центр Красносельского района);
  • участие в разработке и реализация стажировок/практикоориентированных занятий в рамках программы сетевого повышения квалификации (Образовательные учреждения – стажировочные площадки)

Субъекты сетевого взаимодействия второго уровня (общеобразовательные и дошкольные образовательные учреждения) выполняют функции:

  • выявление профессиональных затруднений и формирования образовательных запросов педагогов;
  • диагностика результативности повышения квалификации.

Функции участников сети реализуется посредством следующих процедур:

  1. ГБОУ гимназия №505:
  • разработка диагностических материалов;
  • обучение методике проведения диагностики специалистов (администраторов и председателей методических объединений) общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, участвующих в проекте;
  • консультирование специалистов общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, участвующих в проекте;
  • обобщение результатов диагностики в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях, составление и передача информационно-методическим центрам рекомендаций для разработки модулей программы сетевого повышения квалификации.
  1. Информационно-методический центр Кировского района, Информационно-методический центр Красносельского района:
  • разработка структуры программы сетевого повышения квалификации;
  • разработка на основе рекомендаций, полученных от ГБОУ гимназия №505, модулей программы сетевого повышения квалификации;
  • формирование групп слушателей с учетом сетевого взаимодействия при реализации программы сетевого повышения квалификации;
  • реализация программы сетевого повышения квалификации;
  • привлечение ресурсов различных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, как для разработки и реализации сетевой ДПОП, так и для проведения отдельных занятий по тематике программы.
  1. Образовательные учреждения – стажировочные площадки: участие в разработке и проведение стажировок / практико-ориентированных занятий в рамках реализации программы сетевого повышения квалификации.
  2. Общеобразовательные и дошкольные образовательные учреждения:
  • проведение процедуры выявления профессиональных затруднений и формирование образовательных запросов педагогов на основе методики, разработанной ГБОУ гимназия №505;
  • формирование контрольных и экспериментальных групп педагогов в образовательном учреждении;
  • сопровождение педагогов в выборе образовательных модулей программы сетевого повышения квалификации;
  • сопровождение педагогов в процессе повышения квалификации по программе сетевого повышения квалификации;
  • проведение процедуры диагностики результативности повышения квалификации.

Таким образом, предлагаемая модель сетевого взаимодействия, синтезирует в себе несколько моделей:

Сететвое взаимодействие между ИМЦ  на этапе реализации ДПОП реализуется по модели включения модулей образовательных программ других организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В этом варианте готовая дисциплина (модуль) ИМЦ одного района включается в программу ИМЦ другого района. На основе договорных отношений направляет ИМЦ может направлять педагогов своего района на обучение в ИМЦ-партнер, а затем засчитывать результаты освоения и соответствующие трудоемкости в счет освоения своей программы.

Для слушателя сетевой ДПОП реализуется модель «Индивидуальный выбор», которая обеспечивает более широкое поле формирования индивидуальных траекторий за счет вариативной части образовательной программы и за счет расширения числа модулей, которые реализуются по выбору пеадгога. Итоговая аттестация и выдача документа об образовании проводится в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которую зачислен обучающийся.

Практический блок «Современный урок: дидактика и практика» реализуется по модели, получившей название «Вуз-предприятие» с использованием потенциала образовательных учреждений Красносельского и Кировского районов, предоставляющих собственные ресурсы (кадровые, информационные, материально-технические) для проведения стажировок или практико-ориентированных занятий. В рамках реализации ДПОП по этой модели в реализации принимают участие организации, не осуществляющие образовательную деятельность (школы, как базовые площадки). Особенностью модели является ориентация на производственную деятельность, которая наряду с прикладными работами включает также опытно-конструкторские, проектно-изыскательские виды деятельности и предполагает элементы внедренческой деятельности. В этом процессе одинаково важно участие преподавателей ДПОП и действующих педагогов школ-базовых площадок, носителей актуальной информации. В процессе совместного обучения педагогов происходит взаимообогащение обучающихся, преподавателей — они погружаются в реальную тематику профессиональной деятельности, а также педагогов школ-базовых площадок — последние осваивают современные научные подходы к исследованию и оптимизации технологических процессов, новые подходы к проектированию, моделированию и конструированию.

Сетевая ДПОП совместно разрабатывается и утверждается организациями, осуществляющими деятельность в области дополнительного профессионального образования. Реализация программы осуществляется на основании договора между организациями.

Модель сетевого взаимодействия при организации повышения квалификации педагогов образовательных учреждений включает механизм самостоятельного планирования педагогом содержания своего курса повышения квалификации на основе персональных образовательных запросов. Данный механизм реализуется в три этапа.

На первом этапе, при выявлении профессиональных затруднений с использованием методики  интегральной оценки компетентности современного педагога на основе профессионального стандарта, педагог вместе с тьютором выбирает возможные темы модулей программы повышения квалификации из числа предложенных, позволяющие развить необходимые компетенции в соответствии с профессиональными требованиями. Определяются приоритеты в профессиональном развитии.

После направления на обучение по сетевой ДПОП, педагог знакомится со структурой и содержанием программы на специально созданном интернет-ресурсе. Инвариантные модули программы формируются разработчиками на основе образовательного запроса, выявленного в ходе диагностики.

Наряду с инвариантными учебными курсами и модулями программы, педагогу предлагается выбрать один из четырёх модулей, развивающих ИК компетенции. Данный выбор педагог осуществляет индивидуально и самостоятельно в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями.

Выбор практико-ориентированных занятий (трёх из шести предложенных) позволяет закрепить теоретические знания, полученные в ходе освоения программы, либо расширить образовательное пространство в процессе посещения занятий содержание которых выходит за рамки изученных тем. Выбор практикоориентированных занятий педагог также осуществляет индивидуально и самостоятельно в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями.

Основанием для индивидуального и самостоятельного выбора педагога является описания модулей и практикоориентированных занятий, размещенные в соответствующих разделах интернет-ресурса.

Окончательное формирование образовательного маршрута осуществляется на первом установочном занятии с учетом ресурсных возможностей и персональных образовательных запросов.

Предварительная запись на модули сетевой ДПОП позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы и максимально учитывать индивидуальные образовательные запросы педагогов.