Разработка моделей сетевой формы реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (далее – ДПП ПК) и формирование нормативно-методической базы такого взаимодействия является актуальным с точки зрения повышения качества и эффективности дополнительного профессионального образования за счет интеграции ресурсов организаций-партнёров.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.15), «сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций».
Для описания моделей сетевой формы реализации ДПП ПК используются следующие термины:
Базовая организация – образовательная организация, в которую зачислен обучающийся (слушатель) для освоения ДПП ПК.
Организация-партнер – организация, ресурсы которой используются базовой организацией при реализации ДПП ПК.
Возможны различные модели сетевой формы реализации ДПП ПК:
- Модель 1: организации-партнёры имеют лицензию на дополнительное профессиональное образование.
- Модель 2: включение в ДПП ПК готовых учебных курсов, дисциплин (модулей), реализуемых в дальнейшем организацией-партнёром.
- Модель 3: базовая организация имеет лицензию на дополнительное профессиональное образование; организация-партнёр – ресурсная организация, не имеющая такой лицензии.
Реализация ДПП ПК в сетевой форме осуществляется на основании договора между организациями-партнёрами.
Модель 1 сетевой формы реализации ДПП ПК: организации-партнёры имеют лицензию на дополнительное профессиональное образование
В этом случае ДПП ПК, реализуемая в сетевой форме, совместно (далее – совместная программа) разрабатывается и утверждается организациями-партнёрами. Организации-партнеры заключают Договор о сетевой форме реализации ДПП ПК. Для разработки и последующей реализации совместной программы организации-партнёры формируют рабочую группу, в состав которой входят работники каждой организации.
Рабочая группа:
- формулирует результаты совместной программы с учетом профессиональных стандартов, квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям;
- разрабатывает структуру совместной программы;
- определяет тематику и содержание учебных курсов, дисциплин (модулей, разделов), практики и /или стажировки, которые разрабатываются и реализуются каждой из организаций-партнеров;
- координирует разработку организациями-партнерами образовательного контента, подбор образовательных технологий;
- согласовывает взаимопризнаваемый инструментарий оценки достижения заявленных результатов обучения;
- формирует из модулей ДПП ПК и календарный учебный график ее реализации.
Организации-партнёры формируют необходимую образовательную среду, включающую материально-техническое, учебно-методическое, информационное, кадровое и другие виды обеспечения образовательной деятельности. Ответственность за ресурсы, предоставляемые для реализации совместной ДПП ПК, закрепляется в дополнительном соглашении к договору.
Реализации совместной ДПП ПК осуществляется в соответствии с утверждённым учебным планом и календарным учебным графиком ДПП ПК на основании разработанного механизма её реализации с включенной академической мобильностью обучающихся (слушателей).
Зачисление на совместную программу производится в соответствии с Правилами приема каждой организации-партнёра.
Лица, зачисленные на совместную программу, являются обучающимися (слушателями) одной из организаций-партнёров, направленными для обучения в рамках академической мобильности в другую организацию-партнёр на время освоения соответствующих учебных курсов, дисциплин (модулей, разделов), практики и/или стажировки.
Перечень обучающихся (слушателей) согласуется организациями-партнёрами путем заключения Дополнительного соглашения на основании взаимообмена.
После завершения освоения обучающимся (слушателями) отдельного учебного курса, дисциплины (модуля, раздела), практики и/или стажировки совместной программы, организации-партнёры делают отметку в Индивидуальном учебном плане обучающегося (слушателя), который признают в качестве основания для перезачёта обучающемуся (слушателю) данного учебного курса, дисциплины (модуля, раздела), практики и/или стажировки.
Итоговая аттестация обучающихся (слушателей), осваивающих совместную программу, и выдача им документов о повышении квалификации проводится в общем порядке, установленном для обучающихся (слушателей) каждой организацией-партнёром.
Модель 2 сетевой формы реализации ДПП ПК: включение в ДПП ПК готовых учебных курсов, дисциплин (модулей), реализуемых в дальнейшем организацией-партнёром
В этом случае ДПП ПК разрабатывается и утверждается базовой организацией. По согласованию с организацией-партнёром, имеющей лицензию на дополнительное профессиональное образование, в сетевую программу включаются готовые учебные курсы, дисциплины (модули), реализуемые в дальнейшем организацией-партнёром с выдачей документа о повышении квалификации по данному курсу, дисциплине (модулю).
Базовая организация:
- заключает с организацией-партнером Договор о сетевой форме реализации ДПП ПК;
- согласовывает с организацией-партнером ДПП ПК, содержащую учебные курсы, дисциплины (модули), реализуемые в дальнейшем организацией-партнёром;
- согласовывает с организацией-партнером календарный учебный график реализации ДПП ПК (сроки реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) организации-партнера);
- осуществляет направление обучающихся (слушателей) в организацию-партнер для освоения учебных курсов, дисциплин (модулей) организации-партнера, включенных в ДПП ПК;
- осуществляет перезачет учебных курсов, дисциплин (модулей) организации-партнера на основании выданных документов о повышении квалификации.
Стороны разрабатывают механизм реализации ДПП ПК с включенной академической мобильностью обучающихся (слушателей), согласованными учебным планом и календарным учебным графиком.
Обучающиеся (слушатели) зачисляются на ДПП ПК в базовую организацию. На период освоения учебных курсов, дисциплин (модулей), реализуемых организацией-партнёром, обучающиеся (слушатели), зачисленные в базовую организацию на ДПП ПК, не отчисляются. После завершения освоения обучающимся (слушателем) отдельного учебного курса, дисциплины (модуля), организация-партнер выдает ему документ о повышении квалификации, который базовая организация признаёт основанием для перезачёта данного учебного курса, дисциплины (модуля). Итоговая аттестация обучающихся (слушателей), осваивающих сетевую программу, и выдача им документов о повышении квалификации проводится в общем порядке, установленном для обучающихся (слушателей) базовой организации.
Модель 3 сетевой формы реализации ДПП ПК: базовая организация имеет лицензию на дополнительное профессиональное образование; организация-партнёр – ресурсная организация, не имеющая такой лицензии
В этом случае ДПП ПК разрабатывается и утверждается базовой организацией, имеющей лицензию на дополнительное профессиональное образование. Базовая организация по согласованию с организацией-партнёром выделяет отдельные занятия учебных курсов, дисциплин (модулей, разделов), практику и/или стажировку, реализуемые с использованием ресурсов организации-партнёра. В качестве ресурса, предоставляемого организацией-партнёром, рассматривается вид деятельности организации-партнёра, при участии в котором обучающийся (слушатель) может получить необходимый профессиональный опыт.
Базовая организация:
- заключает с организацией-партнером Договор о сетевой форме реализации ДПП ПК;
- согласовывает с организацией-партнером использование ее ресурсов для проведения отдельных учебных занятий ДПП ПК, практики и/или стажировки;
- согласовывает с организацией-партнером календарный учебный график реализации ДПП ПК в части проведения отдельных учебных занятий ДПП ПК, практики и/или стажировки;
- осуществляет организацию обучения в организации-партнере в соответствии с ДПП ПК и календарным учебным графиком.
Перечень обучающихся (слушателей) и ответственность за ресурсы, предоставляемые для реализации ДПП ПК, закрепляется в дополнительном соглашении к договору.
Зачисление на ДПП ПК производится в соответствии с правилами приема базовой организации. Лица, зачисленные на ДПП ПК, являются обучающимися (слушателями) базовой организации, для которых организуется обучение в рамках отдельных учебных занятий, практика и/или стажировка с использованием ресурсов организации-партнера в соответствии с содержанием ДПП ПК. После завершения освоения обучающимся (слушателем) практики и/или стажировки ДПП ПК, организацией-партнером делается отметка в Индивидуальном учебном плане обучающегося (слушателя), который базовая организация признаёт в качестве основания для организации промежуточной аттестации. Итоговая аттестация обучающихся (слушателей), осваивающих сетевую программу, и выдача им документов о повышении квалификации проводится в общем порядке, установленном для обучающихся (слушателей) базовой организацией.