Модель сетевой дополнительной профессиональной образовательной программы

Сетевая дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации «Актуальные вопросы современного образования в контексте требований профессионального стандарта педагога»

Модель сетевой дополнительной профессиональной образовательной программы (далее — ДПОП) разработана на основе:

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2015 №499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.04.2015 №ВК-1030/06 «О направлении методических рекомендаций».
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.11.2014 №1501 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)
  • Приказа Минтруда России от 18.10.2013 №544 (с изменениями от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель))»

Принципы формирования содержания модулей:

  • единство образовательных потребностей образовательного учреждения и педагогического работника;
  • диалога в ситуации профессионального диагностического собеседования;
  • открытости и критериальности при формировании индивидуального плана профессионального развития;
  • комплиментарности ресурсов образовательных учреждений дополнительного профессионального образования.

ДПОП состоит из трёх блоков:

  • «Нормативно-правовой».
  • «Общепедагогический блок».
  • «Практический блок».

Каждый блок, учебный курс, модуль характеризуется содержательной логической завершенностью и направленностью на совершенствование определённых компетенций. Продолжительность обучения – 18 часов.

Содержание блоков ДПОП формируется на основе перечня планируемых результатов, который формулируется, исходя из требований двух стандартов:

  • профессионального стандарта педагога, описывающего трудовые действия, знания и умения, качество выполнения которых определяет и определяется квалификацией педагога;
  • ФГОС высшего образования по направлению «Педагогическое образование», в котором сформулированы результаты обучения в виде профессиональных компетенций выпускника.

Слайд6

В данном контексте разрабатываемая сетевая ДПОП, с одной стороны, учитывает одну из функций профессионального стандарта как механизма профессионального развития, а с другой стороны, становится логичным продолжением, развитием образовательной программы высшего профессионального педагогического образования.

Нормативно-правовой блок ДПОП – инвариантный, содержит учебные курсы и модули, обязательные для изучения всеми слушателями. Его содержание связано с изучением документов федерального и регионального уровней, примерного содержания локальных нормативных актов, на которые должен опираться в своей профессиональной деятельности педагог. Содержание данного блока может включать и методологические вопросы, но с ориентацией на нормативно-правовую основу профессиональной деятельности.

Общепедагогический блок ДПОП – содержит инвариантную и вариативную части. Содержание данного блока направлено на формирование и развитие общеметодологических и технологических компетенций педагогов.

Инвариантная часть включает учебные курсы и модули, позволяющие преодолевать профессиональные затруднения педагогов, связанные с методологическими вопросами реализации общепедагогической функции «Обучение», а также функций «Воспитание» и «Развитие» профессионального стандарта. Инвариантная часть включает такие вопросы профессиональной деятельности педагога, как:

  • методология ФГОС;
  • работа с одаренными учащимися;
  • работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
  • работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
  • работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении и др.

Вариативная часть обеспечивает учителя педагогическим инструментарием для эффективной реализации перечисленных выше функций, включая модули, направленные на совершенствование компетентностей педагога в области ИКТ. Вариативная часть состоит из заменяемых учебных курсов и модулей.

Отбор учебных курсов и модулей Общепедагогического блока осуществляется в зависимости от результатов диагностики профессиональных затруднений педагогов на основе профессионального стандарта.

Практический блок «Современный урок: дидактика и практика» реализуется на базе образовательных учреждений Красносельского и Кировского районов, предоставляющих собственные ресурсы (кадровые, информационные, материально-технические) для проведения стажировок или практико-ориентированных занятий. Содержание практического блока позволяет педагогу познакомиться с опытом лучших образовательных учреждений Красносельского и Кировского районов по использованию педагогического инструментария, представленного в Общепедагогическом блоке. Каждый слушатель выбирает 1 стажировку или не менее 3-х практико-ориентированных занятий из предложенных.

Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации предусматривает итоговую аттестацию в форме выпускной аттестационной работы. Выпускная аттестационная работа предполагает разработку каждым слушателем учебного занятия (урока), соответствующего требованиям ФГОС. Оценка результатов обучения производится на основе экспертного анализа выполнения выпускной работы.

После освоения сетевой ДПОП проводится повторная диагностика компетентности педагога, которая позволит выявить изменения в уровне владения трудовыми функциями (планируемыми в качестве результата трудовыми действиями, умениями, знаниями), а значит и в степени развития профессиональных компетенций педагога.